главная страница   

Назад в СССР

режиссер Галина Пьянова
Театр Art&Shock, Алматы, Казахстан
Спектакль играют: Вероника Нассальская, Елена Набокова и Елена Тайматова, Патриция Хермес (Германия)

23 ноября, Театральный центр на Страстном
24 ноября, Театральный центр на Страстном
Спектакль о жизни трех советских девочек, истории которых зритель наблюдает глазами немецкой журналистки, собирающей архивные видеоматериалы в бывшем Советском Союзе. Герои спектакля действуют в двух временных пространствах – сегодня и вчера. Вспышки-сцены монтируются в напряженное сценическое действие - зритель вспоминает вместе с актерами, сравнивая происшествия своего детства с тем, что помнят герои спектакля.

Поставленный Галиной Пьяновой спектакль "Back in USSR" сделан теми, для кого страна Советский Союз и собственное детство – синонимы. Играют весело, старательно и немного наивно, не то стилизуя спектакль под школьную самодеятельность, не то оставаясь у нее в добровольном плену. На сцене – минимум реквизита, гипсовый бюстик вождя мирового пролетариата, бархатное красное знамя да нарисованный детской рукой на большой бумажной простыне силуэт великой страны. Чтобы как-то структурировать постановку, режиссер придумала персонаж со стороны – современную немецкую журналистку, ровесницу героинь, которая якобы собирает материал про судьбы трех бывших советских пионерок и заодно сравнивает услышанное с собственным опытом детства, проведенного в ГДР. Но когда она рассказывает про то, как в день исчезновения ГДР ее мама плакала у телевизора, глядя на то, как спускают флаг этой страны, дистанция оказывается мнимой. Неудивительно, что спектакль маленького частного театра из Алма-Аты (вообще, современного казахского театра на международном театральном рынке до сих пор замечено не было) успешно объездил уже несколько европейских стран, да и в Тампере тоже был воспринят публикой с энтузиазмом. Но и то, что в России до сих пор не был, тоже неудивительно: одни по ошибке примут его за проявление реакционной ностальгии, другие, напротив, заклюют за "надругательство".
Роман Должанский, «Коммерсант» 22.08.2005