Пресс-релиз фестиваля NET-2016

Пресс-релиз 18го Международного фестиваля Новый Европейский Театр (NET 2016)


ПРЕСС-РЕЛИЗ

18-го Международного фестиваля  «Новый Европейский Театр» (NET 2016)
17 ноября – 6 декабря 2016 года, Москва

18-ый фестиваль для нас – точка отсчета дальнейшего развития после долгого пути становления. Мы стали спокойнее, но все также стремимся постигать прежде незнакомые формы.
В этом году в программе: британский спектакль-утопия о динамичных формах настоящего и будущего («Праздники будущего»), спектакль-вызов известного итальянского режиссера Пипо Дельбоно (Vangelo), постановка-мессенджер Дмитрия Волкострелова о жизни современных подростков («Карина и Дрон»), танцевальный перформанс француза Жерома Беля с участием людей с особенностями развития (Gala), феномен израильского танца в работе Ясмин Годдер (Climax), петербургский спектакль-променад по пьесе Бертольта Брехта («Разговоры беженцев»); иммерсивное шоу совместного производства американской и российской компаний («Вернувшиеся»); яркие премьеры московских театров: спектакли «Тибетская книга мёртвых», «Дыхание» и «Золотой Осёл. Разомкнутое пространство работы»; а также два специальных проекта – мультимедийный перформанс по мотивам знаменитых художественных произведений («10 10 10») и выставка о творчестве немецкого художника Кристофа Шлингензифа.

В программе OFF: казахский поп-механический спектакль Рустема Бегенова («Медея. Материал»).

«Праздники будущего»

Премия Ибсена, которую иногда называют «театральной Нобелевской премией», в этом году досталась ветеранам разговорного театра английской группе ForcedEntertainment. Группе из нетеатрального города Шеффилд, не имеющей даже собственной площадки, но при этом известной на весь мир благодаря своим небольшим мобильным спектаклям. NET покажет одну из последних премьер, оригинальное название которой напоминает песню культовой группы VelvetUnderground.

«В будущем не будет никаких народов и стран…». Два актера, мужчина и женщина, час с лишним стоя лицом к зрителю и почти не глядя друг на друга, фантазируют на тему будущего всего человечества. «В будущем…» — начинает один, «Или…» — возражает второй…. Может быть, в будущем на каждом континенте останется по одному человеку; или несколько человек будут пользоваться одним и тем же телом; или, просыпаясь утром, каждый человек сможет решить, в каком именно теле он проживет этот день; или каждая раса будет занимать свой собственный континент, или рас не будет вовсе; или секс станет чем-то неинтересным, занятием только для стариков…

Возражения  часто кажутся просто пикировкой между мужчиной и женщиной, почти флиртом, но иногда актеры ловко берут на себя роли консерватора и либерала, и тогда футуристические упражнения приобретают актуальный политический оттенок. Динамичный и остроумный спектакль ForcedEntertainment, конечно же, не о будущем, а о настоящем — о надеждах и фобиях сегодняшнего человека и о непреодолимом страхе перед грядущим. Неслучайно диалог героев заканчивается предположением о том, что когда-то человеческая жизнь будет длиться всего один час.

Проект пройдет при поддержке Британского Совета в России (http://www.britishcouncil.ru).

Vangelo

Одной из основных и самых мощных «темных лошадок» программы предстоящего фестиваля станет спектакль Vangelo, поставленный всемирно известным итальянским режиссером Пипо Дельбоно. Поворотным моментом в театральной карьере художника, которого часто называют «самым противоречивым гением современной итальянской сцены», стала работа с Пиной Бауш. Именно тогда Дельбоно понял, что главное для него – это человек и его тело. В спектаклях итальянца нет ни четко закрепленных персонажей, ни драматургической канвы, ни даже мизансцен в традиционном понимании слова. Есть горячечный монолог самого режиссера – высокого, грузного, лысоватого человека с длинными руками, двигающегося по сцене непринужденно, как ребенок, которого никогда не учили искусству танца. И есть  артисты его эксцентричной труппы: старенький аутичный Бобо, которого Пипо вызволил из психлечебницы, даун-трансвестит Джанлука… С их помощью Дельбоно пытается вытравить из искусства искусственность. Превратить сценическую игру в сценическую исповедь. Его опусы проникнуты желанием столкнуть лицом к лицу натуральное и фальшивое и через это преодолеть условность театра, в котором уже невозможно играть роли, можно только быть самим собой.

О чем бы ни говорил Дельбоно, он всегда имеет в виду зыбкий хаос, в который мы все от рождения погружены, и незыблемый фундамент бытия, который мы всю жизнь пытаемся нащупать.

Спектакль Vangelo (ит. «Евангелие») создан в память о матери художника, которая, будучи истинной католичкой, перед смертью спросила сына, почему он никогда не обращается к религиозным сюжетам. Впрочем, не следует ожидать знакомых историй или канонического воплощения.

В Италии после Маркса и Пазолини библейская иконография неизменно комментирует современные истории страдающих и отверженных.

«Карина и Дрон»

Первая за пределами двух столиц постановка Дмитрия Волкострелова (основателя петербургского Театра Post и обладателя Национальной театральной премии «Золотая маска») сделана по пьесе его постоянного автора Павла Пряжко. Текст похож на случайно смонтированные сцены, в которых зафиксирована речь современных подростков.

Волкострелов занял в спектакле вчерашних школьников – по сути, носителей этого языка. Лиц почти не видно, слова часто не различить, а само общение персонажей напоминает о чатах в социальных сетях, где и орфография, и пунктуация, и синтаксис неустойчивы и находятся в стадии новой формализации. Именно так складываются новые коды общения и формируется человек будущего.

Gala

По замыслу автора, перформанс превращается в настоящий гедонистический манифест танца без ограничений и комплексов.

Единственный показ спектакля в рамках фестиваля будет представлен на большой сцене Театра Наций.

Жером Бель – танцовщик, хореограф и режиссер, один из лидеров движения «не-танец». Родился в 1964 в Монпелье. В 1985 окончил Национальный центр современного танца в Анже. Участвовал в постановках крупнейших хореографов Франции и Италии. Был ассистентом Филиппа Декуфле в постановке церемоний Зимних олимпийских игр в Альбервиле (1992). В 1994 дебютировал в качестве хореографа. Ставил спектакли по всему миру, в том числе в парижской Опера Гарнье, Лионской опере и брюссельском театре Ла Монне. Сотрудничает с известными танцовщиками, именами которых и называет спектакли (Вероник Дуано, Изабель Торрес, Лутц Форстер, Седрик Андрие). Активно работает с людьми с особенностями развития.

Проект будет реализован общими силами фестиваля NET, Театра Наций и Французского института в Москве.

Climax

Феномен израильского современного танца мало представлен на московской сцене, и одним из ключевых его лиц является родившаяся в Иерусалиме и выросшая в Нью-Йорке Ясмин Годдер. Будучи ученицей танцевальной школы Марты Грэм, девушка интересовалась манхэттенской панк-сценой 1980-х, а после окончания престижной художественной школы Tisch полностью сконцентрировалась на исследовании движения.

Одна из последних работ Годдер – Climax – заказана музеем изобразительного искусства Петах-Тиква и изначально создана для выставочного пространства. Совмещая живое и неживое, изобразительное искусство и исполнительское, девушке удалось создать резко политическое произведение, резонирующее с хрупким чувством общности, стремлением к безопасности внутри коммьюнити, присущим с одной стороны современному художнику, а с другой – любому израильтянину, и в то же время, омраченному ощущением опасности, угрожающей извне.

Работа требует от исполнителей – шести танцовщиков – большой физической отдачи и включает уникальную танцевальную лексику, разрабатываемую Годдер на протяжении последних 15 лет. Формируя круг, глядя друг другу прямо в глаза, исполнители, сначала находящиеся среди зрителей, постепенно исключают последних из своих рядов, передавая друг другу сигналы с помощью движения, пантомимы, крика, пения и тишины, иногда расслабляющей, иногда напряженной. Переходы от одного способа существования к другому стремительны и неожиданны.

Расширяя границы как собственно танца, так и перформативного искусства, Climax, используя повторения, синхронные и групповые движения, критически исследует современные понятия национальной идентичности и самоопределения.

«Разговоры беженцев»

Променад-спектакль по пьесе Бертольта Брехта, написанной в 1940-1941 годах в Финляндии. Место действия — Центральный вокзал Хельсинки. Действие разворачивается в залах, кафе и на перроне вокзала. Вооружившись аппаратурой для слежки, зритель получает возможность наблюдать за приватным разговором неких Циффеля и Калле. Стратегию слежки каждый вправе определить сам: можно перемещаться вслед за артистами или раствориться в толпе и построить собственный визуальный ряд, спонтанно наложенный  на звуковой канал. Герои спектакля, чьи голоса сопровождают зрителя, — два немецких беженца времен Второй мировой, обсуждающих как глобальные общечеловеческие вопросы, так и мелкие бытовые невзгоды. В образе Калле угадываются черты самого Брехта. Возможно, что-то из услышанного представится зрителю не утратившим актуальности.

Спектакль создан петербургским фестивалем «Точка доступа», специализирующимся на сайт-специфическом искусстве, в частности, театре в нетеатральных пространствах.

 Иммерсивное шоу «Вернувшиеся»

 «Иммерсивные шоу JourneyLab тотально погружают зрителя в непрерывное интерактивное действие, умело смешивая эстетику фильмов Дэвида Линча и энергетику современного театра, уникальную хореографию и впечатляющие спецэффекты», — пишут нью-йоркские критики о спектаклях компании JourneyLab, американского партнера YBW.

В новом российско-американском проекте по мотивам пьесы «Привидения» Генрика Ибсена зрители окажутся в эпицентре загадочных событий, одновременно происходящих на всей территории старинного особняка. Десятки потайных ходов и дверей увлекут участников в разных направлениях лабиринта. В результате шестимесячных репетиций, которые велись в строжайшей тайне, российские актеры освоили особые методики взаимодействия с аудиторией. Действие будет происходить на расстоянии вытянутой руки, вовлекая все чувства зрителей, а непременный атрибут шоу — маска, создаст ощущение анонимности и защищенности.

       Режиссер: Виктор Карина (Journey Lab) и Миа Занетти (Journey Lab); продюсеры: Вячеслав Дусмухаметов и Мигель; хореограф-постановщик: Мигель; композитор: Антон Беляев (Therr Maitz).

      Мировая премьера спектакля состоится 1 декабря 2016 года в Москве.

«Тибетская книга мертвых»

 Василий Березин, режиссер спектакля:

«…Этот перформанс – инструкция к применению, о том, что нас всех ждет после смерти. Действие происходит в заброшенном депо Курского вокзала, изрисованном вокруг да около. Здание находится рядом с вылизанным офисным бизнес-центром. И весь смрад тянется к железной дороге, к заброшке с надписью Кирилла Кто – «все держится на перекрытиях… Помимо актеров на площадке существуют бездомные, оставившие здесь свои тела на сон или еду. Благодаря местным жителям мы поняли, что это комедия. В них есть это чувство – не отчаиваться, а каждый удар судьбы переносить с юмором. А теперь давайте представим, что вы все уже умерли, и вам бояться в этой жизни в общем-то нечего. Спектакль не о смерти, а о жизни. В нашем течении времени еще нужно очень много чего успеть».

 «Дыхание»

 Пьеса «Дыхание» британского драматурга Дункана Макмиллана – это рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребёнка. Если ты водишь машину, используешь полиэтиленовые пакеты, то есть всячески загрязняешь планету, разве ты можешь иметь детей? Кто быстрее погибнет – планета или отношения между мужчиной и женщиной? Одну из самых интересных пьес последних лет в Театре Наций поставит молодой, но уже опытный режиссер Марат Гацалов (в недавнем прошлом – главный режиссер Новой сцены Александринки).

 «Золотой осёл. Разомкнутое пространство работы»

Проект Бориса Юхананова по роману Апулея «Золотой осел» устроен как «новопроцессуальный». Заложенная в нем перспектива предполагает постоянное изменение – поэтому это искусство процессуально, то есть способно постоянно развиваться. В этом смысле «Разомкнутое пространство работы» являет собой новый и уникальный формат театрального зрелища и репертуара.

Каждый из пяти дней «Золотого осла» состоит из дневных показов (с 14:00 до 18:00) – модулей, то есть, самостоятельных работ участников проекта, которые могут быть представлены фрагментарно, могут в любой момент быть остановлены Юханановым и публично им прокомментированы – и вечерних композиций (с 19:00 до 23:00) – это готовые спектакли, построенные из сцен-эпизодов, в которых текст романа сочетается с комментарием участников действия.

Пятидневная длительность проекта отражает его структуру, устроенную как два крыла бабочки (каждое состоит из двух частей, верхней и нижней, «Мохнатой» и «Белой») и ее тела («Город»). Именно так называются композиции – две «Мохнатых», две «Белых» и между ними, в центре, то есть на третий день показов – «Город». Бабочка «рисуется» на глазах у зрителя в логической, но нелинейной последовательности: сначала левое крыло, потом «гусеница-тельце» (центральный «Город»), и наконец – правое крыло. Как только бабочка дорисована, она взлетает – что означает превращение со временем спектаклей-композиций в репертуарный цикл Электротеатра Станиславский. Физически бабочка тоже присутствует – она летает по сцене, живая.

Текстовой массив каждой из композиций представляет собой сплетение фрагментов самого романа, в том числе вставных, так называемых «милетских» сказок, и живой (но зафиксированной актерами как роль) речи, в которой актер открывает нам свои переживания и размышления.

«Мохнатая» и «Белая» композиции обозначены сценографически: в «Мохнатой» на сцене – мохнатые колонны, в «Белой» – белые. В «Городе», названном так из-за свойств самой композиции, – черные колонны (или – черный Парфенон).

Радикальность проекта заключается в том, что текст Апулея здесь взят целиком. А поскольку роман невозможно отделить от возникших на протяжении столетий наслоений и контекстов, то решить его сценически можно отдав на откуп разным индивидуальным сознаниям – режиссерам и артистам, сочиняющим модули.

Творческая группа проекта:

Борис Юхананов, Иван Кочкарев, Анастасия Нефедова, Дмитрий, Курляндский, Федор Софронов, Андрей Кузнецов-Вечеслов, Евгений Виноградов / Электротеатр Станиславский

Расписание показов:

Среда 23 ноября
14.00-18.00 модули
19.00-23.00 Композиция I (Мохнатая)

Четверг 24 ноября
14.00-18.00  модули
19.00-23.00 Композиция II (Белая)

Пятница 25 ноября
14.00-18.00  Композиция III (Город) 
19.00-23.00 модули

Суббота 26 ноября
14.00-18.00  модули
19.00-23.00 Композиция I (Мохнатая)

Воскресенье 27 ноября
14.00-18.00  модули
19.00-23.00 Композиция II (Белая)

 

Специальные проекты в рамках фестиваля:

«10 10 10»

10 видео, 10 минут, 10 историй

Группа Anonymous представляет мультмедийный преформанс по мотивам:
Владимир Набоков «Защита Лужина» / »Камера Обскура»
Франц Кафка «Америка»
Томас Манн «Волшебная гора»
Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»
Вирджиния Вулф «Комната Джейкоба»/ «Волны»
Генри Миллер «Тропик рака»
Уильям Берроуз «Голый завтрак»
Иосиф Бродский «Набережная неисцелимых»

Группа Anonymous взяла на себя роль катализатора, проявляющего невидимые образы, которыми населено пространство номера любого отеля. В отеле человек часто оказывается наедине с собой и своими мыслями, нейтральная обстановка провоцирует на неожиданные решения и поступки, происходит обнуление всей жизни. Этот странный вакуум, как некая остановка между прошлым и будущим, всегда привлекал писателей и художников.

Так возникли десять видео-историй, вдохновленные атмосферой произведений великих писателей.

Группа Anonymous – творческое объединение выпускников Берлинской школы Баухаус. Сфера их деятельности – мультидисциплинарные и мультикультурные проекты, объединяющие видео, звук, изобразительное искусство, кино и современную хореографию. 

Выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением»

Архивная экспозиция о творчестве Кристофа Шлингензифа, одного из самых оригинальных и значимых для немецкой культуры художников, расскажет о человеке, успевшем за 49 лет своей жизни создать большое количество знаковых работ в постдраматическом театре, кино,  опере и в искусстве акционизма.

Междисциплинарность Шлингензифа в купе с излюбленным художником методом провокации способствовала развитию уникального художественного языка, позволяющего точно и емко говорить о самых неприятных проявлениях человеческой натуры в условиях современного мира. Намеренно смешивая факты и воображаемые детали, Шлингензиф выворачивал наизнанку всю подноготную цивилизованного общества, иронизируя над социальными проблемами. Он не боялся вызвать смущение или осуждение, выставляя напоказ и собственную болезнь — художник умер от рака в 2010 году.

Отрывки видео из фильмов и театральных постановок, фото перформансов, цитаты и отрывки интервью самого Шлингензифа, из которых состоит «живая стена» экспозиции, лишь обозначают пласты «реальности» художника. А то, каким он может предстать для каждого посетителя, зависит от индивидуальной интерпретации увиденного.

Куратор выставки Маргарита Осепян.
Государственная галерея на Солянке (ул. Солянка, 1/2, стр. 2; вход с ул. Забелина).
При поддержке Гёте-Института в Москве.

24 ноября 2016 — 18 января 2017.

Фестивальный клуб

В рамках NET 2016 вновь пройдет Фестивальный клуб, где мы будем говорить о самых интересных событиях современного искусства и культуры, о новых именах независимого кинематографа.

Одна из главных задач клуба – открытое общение в неформальной обстановке с режиссерами, хореографами, композиторами, театральными и кино- критиками. Программа клуба будет объявлена дополнительно.

Программа Фестиваля NET-2016

Наименование спектакля

показы

площадка

«Праздники будущего» (реж. Тим Этчелс / Компания Форсд Энтертеймент / г. Шеффилд / Великобритания). Спектакль пройдет при поддержке Британского Совета в России.

17-18 ноября

Театр Наций

Малая сцена

«Книга мертвых» (реж. Василий Березин / Театр.doc/ г.Москва / Россия)

19 ноября

Заброшенное депо Курского вокзала

(Земляной вал 3,  строение 3)

10 10 10 / Группа Anonymous (мистификация)

 20-28 ноября

Мультимедиа перформанс

Новое Пространство Театра Наций

(согласуется)

«Разговоры беженцев» (худрук постановки Константин Учитель, реж. Владимир Кузнецов / продукция Летнего фестиваля искусств «Точка доступа» / г. Санкт-Петербург / Россия)

21-22 ноября

Сайт-специфик Ленинградский вокзал

«Золотой Осел. Разомкнутое пространство работы» (творческая группа проекта: Борис Юхананов, Иван Кочкарев, Анастасия Нефедова, Дмитрий, Курляндский, Федор Софронов, Андрей Кузнецов-Вечеслов, Евгений Виноградов/ Электротеатр Станиславский /г.Москва / Россия)

23-27 ноября

Электротеатр Станиславский

Vangelo (реж. Пиппо Дельбоно / копродукция Компании Пиппо Дельбоно, Театра Эмилия-Романья и Хорватского национального театра / Италия-Хорватия)

25-26 ноября

Театр Наций

Основная сцена

«Карина и Дрон» (реж. Дмитрий Волкострелов / Автор: Павел Пряжко / Творческая лаборатория «УГОЛ» / г. Казань / Россия)

29 ноября

Новое Пространство Театра Наций

«Дыхание» (реж.Марат Гацалов / Театр Наций / г.Москва / Россия)

4-5 декабря

Театр Наций

Основная сцена

Gala (реж. Жером Бель / копродукция Фестиваля NET, Театра Наций и Французского института в Москве / Франция-Россия)

5 декабря

 Театр Наций

Основная сцена

CLIMAX (реж. Ясмин Годдер / Компания «As is presenting arts» / г. Тель-Авив / Израиль)

5-6 декабря

Новое Пространство Театра Наций

Выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением» /Государственная галерея на Солянке  при поддержке Гёте-института в Москве

24 ноября 2016  -18 января 2017

Государственная галерея на Солянке

 Внимание! В программе возможны изменения!

Фестиваль проходит при традиционной поддержке Французского института в Москве, Гёте-института в Москве и Британского Совета в России.
Мы благодарим за многолетнее сотрудничество компанию «Академсервис» и Союз Театральных Деятелей России.

Генеральный партнер фестиваля NET: Фонд Михаила Прохорова.

Фестиваль NET (Новый Европейский Театр)
Москва, Страстной б-р, 10, офис 46
Пресс-секретарь Лера Кеннер
lera.kenner@gmail.com