
[tab name=”Спектакль”]Деменция
Театр Протон (Венгрия)
Всемирно известный венгерский психиатрический госпиталь был вынужден закрыться несколько месяцев назад. С тех пор здание стоит заброшенным, сад зарос сорняками, а кучка пациентов оставлена прозябать без присмотра на четвертом этаже. Люди с тяжелыми формами слабоумия живут в царстве забвения.
Нам придется столкнуться с вопросами: какую пользу общество может извлечь из того факта, что душевнобольной проживет на пару-тройку лет дольше? какой смысл помогать тому, кто страдает, если и так все закончится смертью? Кроме того, именно страдание является движущей силой человечества. Мы поражаемся достижениям современной медицины и забываем о религии и философии, а ведь раньше человек находил в них спасение. Можно ли допустить мысль о том, что смерть – единственная надежда и главное право человека?
Авторы – Корнель Мундруцо, Ката Вебер
Сценограф, художник по костюмам – Мартон Аг
Драматурги – Виктория Петрани, Габор Тури
Музыка – Янош Семенеи
Помощник режиссера – Жофия Чато
Режиссер – Корнель Мундруцо
Продюсер – Дора Бюки
Ассистент продюсера – Агота Киш
Технический директор, художник по свету – Андраш Елтето
Художник по звуку – Золтан Беленеши
Реквизитор – Гергели Ногь
Видеохудожник – Золтан Гёргёвич
Костюмер – Мелинда Доман
В ролях:
Бартонек – Эрвин Ногь
Доктор Сотмари – Роланд Рабо
Дора, медсестра – Ката Вебер /Анна-Мария Ланг
Мерседес Шапи – Лили Монори
Хенрик Холени – Балаш Темешвари
Госпожа Оци – Орши Тот
Лукаш – Гергё Банки
Дантист – Ласло Котона
Сопродюссеры:
HAU Hebbel am Ufer, Berlin, Germany; Theatre National de Bordeaux Aquitaine, France;
HELLERAU – European Center for the Arts, Dresden, Germany; Traf? House of Contemporary Arts, Budapest, Hungary;
Festival De Keuze /Rotterdamse Schouwburg, The Netherlands;
Noorderzon Performing Arts Festival, Groningen, The Netherlands;
SPIELART Festival, Munich, Germany; Festival Automne en Normandie, Rouen, France;
Maria Matos Teatro Municipal, Lisboa, Portugal; K?nstlerhaus Mousonturm, Frankfurt am Main, Germany; Kunstenfestivaldesarts, Brussels, Belgium
При поддержке:
A House on Fire and NXTSTP coproduction with the support of the Cultural Program of the European Union
Продолжительность спектакля – 1 час 55 минут
Премьера состоялась 15 октября 2013 года
Фотограф – Marcell R?V
[/tab][tab name=”Видео”][youtube_sc url=”hvRbrAX4Veo”][/tab][tab name=”Пресса”]«Зритель в буквальном, физическом смысле попадает в мир спектакля с первых секунд – как только заходит в психиатрический госпиталь и проходит между кроватями пациентов. Более того, он сразу становится действующим лицом, как только профессор Сотмари (Роланд Рабо) поприветствует посетителей на Дне открытых дверей в госпитале «Деменция». Скоро следует и первая просьба к гостям и зрителям в зале: пожертвовать немного денег на спасение клиники. Так в первые пять минут представления на плечи зрителя ложится тяжелый груз социальной ответственности. И становится ясно, что если мы позволим закрыть этот известный во всей Европе психиатрический госпиталь, то ответственность за дальнейшие события, судьбы пациентов и коллективное самоубийство ляжет на нас. Но в силах ли мы прийти к этому выводу раньше времени? Богатый и коварный Бартонек (Эрвин Ногь), возникающий из толпы зрителей, не дает на это надежды: в расчет принимаются только деньги. Имея средства и связи, Бартонек может выкупить госпиталь у государства и выбросить бесправных пациентов на улицу. Однако мы не можем всецело его винить, ведь доводы его вполне разумны. На те деньги, что выделяются из бюджета на содержание беспомощных больных, можно спасти от голода десятки детей в беднейших районах Венгрии. И почему мы должны заботиться о продлении жизни стариков, обузы общества, если все рано или поздно умрем?
Этот спектакль Корнеля Мундруцо заставляет смеяться, хотя при этом зритель испытывает и чувство неловкости. Постановка пародирует элементы оперетты и комедии с целью привлечь внимание к важным социальным проблемам. Нам показывают сюрреалистический и комический финал человеческой жизни». szinhaz.net
«Эта пьеса не дает действующим лицам ни одного шанса. Она приглашает тех, кого уже никто нигде не ждет, в царство Смерти, называя это свободой». index.hu
[/tab][end_tabset]