Оскарас Коршуновас

Оскарас Коршуновас

Оскарас Коршуновас родился 6 марта 1969 года в Вильнюсе. В 1993 году он окончил режиссерский факультет Вильнюсской музыкальной академии (курс Юонаса Вайткуса). Еще студентом он Коршуновас ставит трилогию «Там быть здесь», «Старуха» и «Здравствуй, Соня новый год» по произведениям российских авангардистов двадцатого ХХ века Даниила Хармса и Александра Введенского. Уже тогда молодой режиссер заявил о своем необычном театральном видении. Хоть Хотя первые спектакли, среди которых («P.S. FILE OK» Сигитаса Парульcкиса и «Роберто Зукко» Бернара-Мари Кольтеса), и были созданы под эгидой Литовского Литовского Государственного государственного Академического академического Драматического драматического театра (сегодня Литовский национальный драматический театр), они всегда стояли особняком, образовывали театр в театре. Озаглавливая свои статьи просто «Театр Оскараса Коршуноваса», современные театральные критики констатируют неизбежное возникновение нового театра.

В 1998 году режиссер с группой единомышленников организует независимый театр и называет его ОКТ – Театр Оскараса Коршуноваса. Коршуновас совместно с приглашенными режиссерами собрал серьезный репертуар на основе современных и классических произведений. Кредо режиссера в этот период – ставить классику, как если бы это была современная драма, изыскивая в ней то, что созвучно сегодняшнему дню, а современную драму – как классику, находя в ней извечные мотивы. По его мнению, современный театр должен отражать сегодняшний день, а иногда и опережать свое время, предсказывать будущее и предупреждать нас. «Shopping and Fucking» Марка Равенхилла, «Сон в летнюю ночь» и «Самая восхитительная и печальная трагедия Ромео и Джульетты» по Уильяму Шекспиру, «Огнеликий» Мариуса фон Майенбурга, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Царь Эдип» Софокла, «Изображая жертву» братьев Пресняковых и другие спектакли стали основополагающими для нового театра и его заграничных турне.

Вышедший в 2008 году «Гамлет» и сам процесс работы над новым спектаклем обозначили начало нового этапа в творчестве Оскараса Коршуноваса. Режиссер открывает для себя новое пространство – студию ОКТ, – и работает теперь в исследовательском направлении в формате лаборатории. Во время работы над «Гамлетом», и режиссер, и актеры оказались более поглощены творческим процессом, чем пьесой. Спекталь «На дне» – настоящий образец театральной лаборатории – продолжает до сих пор идти в необычном пространстве студии ОКТ, где и был создан. Спектакль «Миранда» по пьесе Уильяма Шекспира «Буря», как и остальные спектакли, был создан в студии и перенесен на большую сцену только после премьеры. Новые лабораторные исследования режиссера обретут форму в спектакле «Последняя лента Крэппа» по Самюэлю Беккету (с актером Юозасом Будрайтисом).

Главный приз Эдинбургского Фестиваля фестиваля 1990 года, полученный Коршуновасом, когда он еще был студентом режиссерского факультета, стал символическим началом в длинной череде череды международных наград. Самой Самая престижной престижная среди них – стала награда «Европейский театр – новая реальность», присужденая Коршуновасу в (2006) году. В 2009 году Оскарас Коршуновас стал Кавалером кавалером ордена Почетного Легиона (Франция) в области литературы и искусств, а в следующем году был награжден главным призом ежегодной Мейерхольдовской Ассамблеи. Практически ни одна церемония вручения наград международных фестивалей, в которых принимает участие студия ОКТ, не обходится без упоминания имени Оскараса Коршуноваса.

Постановки «Сон в летнюю ночь», «Shopping and Fucking», «Самая восхитительная и печальная трагедия Ромео и Джульетты», «На дне», «Миранда» и «I?varymas» («Изгнание») принесли режиссеру награду Золотой сценический крест за лучшие постановки года, трилогия по произведениям ОБЭРИУтов – – главную премию в категории для молодых театральных деятелей. В 2002 году режиссер стал лауреатом Литовской национальной премии в сфере искусств и культуры. В 2004 году он получил присуждаемый городом Вильнюсом приз имени Св. Христофора за вклад в развитие культуры. В 2012 году министр культуры Литвы Арунас Гялунас наградил Коршуноваса почетным знаком Министерства министерствакультуры «Неси свой свет и верь».

География поездок театра широка: международные фестивали, показы спектаклей в зарубежных театрах, участие в проектах в США, Южной Корее, Австралии, Аргентине и во множестве других стран. Каждый год театр ОКТ выступает на десяти сценах в разных частях света. Из этого и рождается девих девиз режиссера и его театра: только «Только будучи “там”, можно оставаться “здесь”».

Также Коршуновас преподает актерское мастерство в Литовской музыкальной и театральной академии. В 2012 году совместно с актерами Дариусом Мешкаускасом и Неле Савченко он набрал курс будущих актеров.