
[tab name=”Спектакль”]Лекция о ничто
Театр Post (Россия)
Эмблематическая для культуры ХХ века фигура выдающегося американского композитора, философа, поэта, художника и мыслителя в России по сей день остается знаковой лишь для небольшой части профессионального музыкального сообщества. Между тем междисциплинарное творчество Кейджа универсально и всеобъемлюще, а его идеи оказали влияние на ход развития современного искусства во всем его многообразии. Неслучайно духовными наследниками Кейджа называли себя в разные годы музыкант Фрэнк Заппа, художник Роберт Раушенберг, лидер «Радиохид» Том Йорк и театральный режиссер Роберт Уилсон. Пытаясь ответить на вопрос «что есть музыка?», Кейдж существенно расширил наши представления об искусстве как таковом и о том, где начинаются и кончаются границы каждого из его видов.
«Во-первых, интересно поработать с такой жесткой структурой, интересно попытаться что-то с ней сделать. Этот текст исполняется в основном музыкантами. И я смотрю это, слушаю и – особенно в англоязычной традиции – начинаю слышать прежде всего ритмическое чтение: люди работают со структурой, а с материалом, из которого эта структура состоит, нет. А интересно попробовать в этой ритмической структуре осмысленно, подлинно существовать, по крайней мере – узнать, существует ли такая возможность. Во-вторых, этот текст, конечно, совершенно по-разному звучит по-русски и по-английски. Совершенно другие паузы, другая протяженность фразы – все совсем по-другому. Интересно исследовать возможность создания равноценного произведения на русском языке».
Дмитрий Волкострелов
Автор – Джон Кейдж
Режиссер – Дмитрий Волкострелов
В ролях – Иван Николаев, Алена Старостина
Продюсеры постановки – Анастасия Матисова, Дмитрий Коробков
Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Продолжительность спектакля – 1 час
Премьера состоялась 20 декабря 2013 года
[/tab][tab name=”Видео”][youtube_sc url=”VlLFZuZj3AE”][/tab][tab name=”Пресса”]«Длится “Лекция о ничто” Дмитрия Волкострелова коротко – всего час, а вспоминать ее (во всяком случае, вашему обозревателю) наверняка захочется долго. Например, после каждого столкновения с особенно агрессивными проявлениями театральной рутины странная “Лекция о ничто” похожа на сеанс психологической разгрузки, на массаж нематериального органа, которым мы воспринимаем искусство; можно сказать, что она совершает своего рода театральный гемодиализ». «Коммерсантъ»
«Постановка “Лекции о ничто” декларативна не в смысле новаций, а наоборот – в смысле строгой приверженности традиции (и диалога с ней: так можно объяснить, почему текст Кейджа разложен на два голоса). Это жест, показывающий серьезность и глубину отношений режиссера с избранным методом (как его ни назови: “концептуализм”, “минимализм”, “не-театр”). Сегодня в нашем театре эта серьезность уникальна. Трудно назвать постановщика, который сейчас способен прийти к Чехову, подчиняясь такой же неумолимой логике, какая привела Дмитрия Волкострелова к Джону Кейджу». «Ведомости»
«Несмотря на образ разрушителя театральных канонов, ученик Льва Додина Дмитрий Волкострелов является чутким наследником традиций раннего МХТ. Театр для него – ритуал, который действительно начинается с вешалки. При разнообразии развлечений зрителю сегодня очень не хватает того, что называется магией театра. Проще говоря – чуда, воплощенного элементарными сценическими средствами, без использования 3D- и IMAX-технологий». «Известия»[/tab][end_tabset]